Младенчество - период развития ребенка, охватывающий первый год жизни. Отметим некоторые интересные особенности этого важного самого первого года с точки зрения возрастной психологии.
Период младенчества характеризуется так называемым «комплексом оживления» малыша – положительной эмоциональной реакцией на появление взрослого. Вы непременно заметите эту реакцию. При виде вас малыш двигает ручками, ножками, глазами, издает звуки и начинает вам улыбаться. То есть это означает появление у малыша потребности в общении с взрослыми. Не отказывайте ребенку в нем. Малыш активно реагирует на поведение мамы или папы. Поэтому ваше грустное или раздраженное лицо будет воспринято, и это повлечет к такой же реакции со стороны вашего чада. Улыбайтесь ему!
однаждысвами
Также вы заметите постепенное возникновение четырех реакций у младенца:
- Замирание – зрительное и слуховое сосредоточение. Вы можете это пронаблюдать при возникновении новых звуков или появлении ярких предметов в поле зрения малыша. При этом он замирает, стараясь лучше уловить новое в окружающем его мире.
- Улыбка (социальная) – появляется к концу первого месяца жизни как первое позитивное выражение эмоций в отношении окружающих его людей.
- Издавание звуков (вокализация) – это предпосылки будущей речи. Первые голосовые реакции младенца способствуют развитию артикуляционного аппарата.
Все звуки можно разделить на следующие группы, которые появляются постепенно
3.1. Горловое гукание и губные звуки – связаны с глотанием и сосанием – очень похоже на произношение согласных звуков.
3.2. Гуление – появление звуков, похожих на гласные. Появляется в арсенале малыша в 2.5 – 5 месяцев. К настоящей речи пока эти звуки не имеют никакого отношения.
3.3.Лепет – возникает после 5 месяцев жизни ребенка. Представляет собой сочетание гласных и согласных звуков. Причем до 8 месяцев лепет не связан со слышимой речью взрослых.
3.4.Лепетный диалог – появляется после 8 месяца – четко произносимые слоги.
К концу первого года жизни появляются первые долгожданные слова, имеющие отношение к настоящей речи.
- Активное движение. Также происходит постепенное развитие и усложнение движений: от хватания предметов до ползания и ходьбы.
Хватание. Этот вид движения возникает приблизительно в 4.5 месяца, и до одного года происходит усложнение этого движения. Ваш малыш учится брать различные предметы из разных положений, а к концу первого года жизни он уже может приспособить способ захвата предмета к его свойствам, то есть малыш будет по-разному брать мячик, колечко, кубик и т.д.
встречаемсячасто
Ползание. Для того, чтобы малыш начал ползать, ему нужны два подготовительных движения – удерживание головы и плеч в положении лежа на животе, опираясь на кисти рук (приблизительно в 5 мес.). Поэтому очень важны перевороты малыша на бочок, на спину, на животик. В пять месяцев формируется подползание, то есть отталкивание ножками от опоры, чтобы подобраться к интересующему предмету. Поэтому располагайте в непосредственной близости от ребенка яркую игрушку, но таким образом, чтобы рукой ее достать сразу было невозможно, но и не слишком далеко. Таким образом, вы будете развивать подползание к предметам.
Далее малыш осваивает так называемое низкое ползание и высокое ползание.
Ходьба. Для подготовки к ходьбе требуется два подготовительных движения – удерживание головы в вертикальном положении и подтягивание головы и плеч к груди. Сначала малыш научится ходить с опорой на всякие предметы в вашей квартире (7-8 месяцев), затем формируется присаживание (8 мес.) – несколько шагов + приземление на попу. После этого начинаются самостоятельные рейды по дому и обследование всех интересующих уголков, ранее недоступных для ребенка!
В этой статье мы охватили некоторые аспекты развития малыша в младенческом возрасте. Уделяйте внимание вашему ребенку, общайтесь с ним, открывайте мир, и вы увидите, что именно с помощью вас, малыш учится всем необходимым навыкам, учится ходить, говорить, улыбается вам, любит вас!